Дайджест № 3 от 04 августа 2022 года
Дайджест № 3 от 04 августа 2022 года
Мошенничество с помощью телефонных звонков
Внезапный звонок телефонного мошенника – это прекрасная возможность застать человека врасплох, не оставив ему время подумать — обманом заставить совершить нужные преступнику действия. Случаи телефонного мошенничества становятся одним из самых распространенных видов обмана, детально проработанного и совершаемого объединенной группой лиц. Для преступников такой вид мошенничества — один из наиболее простых способов получения несанкционированного доступа к любой личной информации жертвы.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ МОШЕННИКОВ
ЗВОНОК ИЗ ПОЛИЦИИ:
– Здравствуйте! — называют ваши ФИО.
– Вас беспокоит следователь Главного управления по экономической безопасности и противодействию коррупции – называет свое ФИО.
– Вы стали жертвой мошенников. Центральный банк написал заявление в полицию о компрометации персональных данных более 120 000 граждан. Кто-то с нотариальной доверенностью от вашего имени пытался снять деньги на сумму более 50 000 рублей. В данный момент мы проводим расследование, завели уголовное дело. Хочу напомнить о статье 161 УПК РФ «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования», поэтому эта информация должна оставаться в тайне.
Дальнейшие вопросы мошенников:
— Звонили ли вам мошенники под видом сотрудников банка?
— Как давно вы были в отделении банка?
— Картой какого банка вы пользуетесь?
— На какую карту приходит зарплата?
При этом номер, с которого вам звонят, совпадет с реальным номером отделения Главного управления по экономической безопасности и противодействию коррупции. На самом деле звонок осуществляется с другого номера, созданного мошенниками с помощью технических уловок.
– Вы не волнуйтесь, решить проблему можно — нужно только «переактивировать ваш счет». Этим занимаются банковские специалисты, поэтому я сейчас переведу вас на департамент безопасности Центробанка. Напоминаю, что в силу вступает статья 183 Уголовного кодекса РФ, что означает неразглашение налоговой и банковской тайн. Разговоры с вами я веду исключительно по защищенной линии, которую невозможно прослушать. Мошенники не подключатся и вся информация останется конфиденциальной. Оставайтесь на защищённой линии, сейчас с вами свяжется сотрудник ЦБ.
ЗВОНОК ОТ СОТРУДНИКА ДЕПАРТАМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРОБАНКА
Мошенник представляется сотрудником департамента безопасности ЦБ и называет свои ФИО, повторяет всю информацию, пугает разглашением банковской тайны.
– Так как попытка списания была именно со счета ЦБ, то блокировка карты и ее перевыпуск проблему не решит. Единственный выход из ситуации — переактивировать скомпрометированный основной счет. Для этого нужно оформить заявку в финансовый отдел на перепроверку в голосовом порядке. Вы должны рассказать «об остаточном балансе, по всем своим активным финансовым ячейкам». Данные карты и пароли называть не нужно – эта информация конфиденциальная. Напоминаю, что это защищенный канал связи – мошенники не прослушают наш разговор. Я направляю заявку в отдел финансового мониторинга для проверки и попрошу вас оставаться на линии.
ЗВОНОК ОТ СТАРШЕГО СПЕЦИАЛИСТА СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
– Здравствуйте! Меня зовут – называет ФИО.
– Я старший специалист службы безопасности Центрального банка. Я несу ответственность за сохранность ваших денег и всю операцию в целом. В данном деле замешаны банковские сотрудники. Если вам позвонят из банка, не рассказывайте о проблеме. Вместо этого связывайтесь со мной, я проверю, по какой причине и кто вам звонил. Вы должны придумать кодовое слово. И если вам позвонят из банка, но это слово не назовут — это мошенники.
Далее «сотрудник» ЦБ рассказывает, что необходимо удалить скомпрометированный счет и активировать новый, а чтобы застраховаться от потери денег в процессе «переактивации», все деньги с карты нужно снять в банкомате.
РАЗГОВОР С СОТРУДНИКОМ ФСБ
Звонящий представляется сотрудником ФСБ и сообщает, что вы можете стать жертвой мошенников, так как в Центробанке произошла утечка клиентской базы.
Цель — убедить вас снять деньги в банкомате со своей карты и положить их на другой счет. С самого начала разговора липовые сотрудники правоохранительных органов запугивают вас наступлением ответственности в случае отказа от сотрудничества.
Далее следует череда диалогов с фиктивными сотрудниками Департамента безопасности ЦБ и так далее.Потом мошенники сообщают, что необходимо начать процедуру «переактивации» вашего счета. Спрашивают, где вы находитесь, и выбирают на карте ближайший банкомат, предлагая снять всю сумму с карты.
Чтобы не оставить вам времени на оценку ситуации, мошенники не дают прервать разговор, объясняя это тем, что уже запущен процесс «переактивации» счета, а открытая клиентская карточка позволяет сотрудникам блокировать любую атаку мошенников.
После снятия денег нужно будет перевести их на новый счет, так как старый скомпрометирован. Естественно, новый счет – это счет мошенников.
ЗАПОМНИТЕ:
Будьте осторожны, принимая звонки с неизвестных номеров. Если вам звонит человек, который представляется сотрудником банка или правоохранительных органов, попросите его назвать свои ФИО, должность или специальное звание, а затем сами перезвоните по номеру, указанному на обратной стороне вашей карты.